Развитие детской речи от 2 до 6 лет


Возраст Активная речь Понимание речи
2 года 6 месяцев Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения: я, ты, мне. Использует предложения из 2 – 3 – 4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один».

Употребляем уменьшительно – ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без неё)
3 года Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол, возраст. Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает свои впечатления, мысли.

Договаривает звуки, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов.
Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…» Понимает вопросы типа: Что у тебя в руках? Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
3-4 года Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4 – 5 слов.

Задает много вопросов. Использует слова «Кто?» и «Почему».

Использует выражения типа: «я думаю, что…», «я надеюсь, что…»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации.

Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
4-5 лет Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5 – 6 слов простыми и сложными. Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право – лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий).

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10 (до 100).

Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, рядом, между, к и т.п.

Понимает условное предложение со словом если.

Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать. Выражает свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи.

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, сказки, мультфильма.

Метки к статье: Развитие детской речи